ХотДолг

Тел. +7 927-257-78-57

Эл. почта: info@hotdolg.ru

facebookВконтактеодноклассникиtwitter

 
RSSrss

Претензионный порядок урегулирования споров по коммерческим долгам

Дудин Алексей

Далеко не всегда телефонные переговоры и личные встречи с руководством задолжавшей компании приводят к погашению «дебиторки», возникшей по заключенному договору.

Порой решить проблему с неплательщиком без направления ему официальной претензии просто невозможно.

В компаниях, где создан механизм управления «дебиторкой» и взыскания долгов, подготовка претензии не вызывает никаких затруднений. Есть форма документа, а зачастую и не одна (несколько текстовок для разных ситуаций), установлены сроки направления претензии, определены ответственные за соответствующую процедуру лица и т. п.

Но есть и другие случаи, когда подготовка и направление письменного требования должнику тормозится из-за отсутствия у кредитора необходимых знаний и опыта претензионной работы. Обычно такие ситуации бывают в небольших фирмах, недавно существующих на рынке, а также у компаний, которые редко сталкивающихся с нарушением контрагентами договорных обязательств.

В таких случаях у кредитора решившего направить контрагенту претензию, возникает целый комплекс вопросов: «Что написать в претензии?», «Какие формулировки использовать в претензии — помягче или пожестче?», «Как лучше передать претензию должнику — лично или по почте?».

Разобраться в вопросах претензионного порядка урегулирования споров по коммерческим долгам может помочь наша сегодняшняя беседа с руководителем проекта HotDolg Алексеем Дудиным.

 

HotDolg

— Здравствуйте! Расскажите, что представляет собой претензионный порядок урегулирования споров по долгам, возникшим в ходе ведения предпринимательской деятельности — по договорам поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.п.?

Алексей Дудин

— Здравствуйте! Нарушенные должником права кредитора могут быть защищены государством в лице его компетентных органов. В первую очередь арбитражным судом, но в ряде ситуаций и другими ведомствами — полицией, прокуратурой и т. п., в зависимости от того в чем именно состоит допущенное должником нарушение.

В рамках претензионного порядка урегулирования денежного спора кредитор пытается уладить возникший конфликт с должником без обращения за помощью к государственным органам. Однако, если должник не реагирует на предъявленную к нему претензию и не перечисляет требуемую от него сумму, либо отрицает факт нарушения обязательства, кредитор получает все основания для привлечения к решению проблемной ситуации государственных органов.


HotDolg

— Является ли направление претензии должнику обязательным или можно обойтись без этого и сразу подать в арбитражный суд исковое заявление о взыскании с неплательщика суммы задолженности?

Алексей Дудин

— Для ряда гражданско-правовых обязательств законодательством предусмотрены специальные требования об обязательном досудебном порядке урегулирования споров. Так, например, пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило об обязательном направлении перед подачей иска претензии перевозчику, а часть 4 статьи 55 Федерального закона «О связи» устанавливает обязанность для пользователей услуг связи предъявлять претензию оператору до обращения в суд.

Кроме того важно отметить, что частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено правило, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Не требуется соблюдать установленный названной правовой нормой порядок лишь при подаче кредитором заявления о выдаче судебного приказа — на это указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от «27» декабря 2016 года № 62.

 

HotDolg

— Что должно быть написано в претензии должнику?

Алексей Дудин

— Цель направления претензии — обозначить факт нарушения контрагентом обязательства и предъявить ему определенные требования. В связи с этим в своем письменном обращении к неплательщику кредитору необходимо указать на возникшее между сторонами обязательство (договор, соглашение и т. п.) и срок его исполнения, а также подробно описать, что именно должен был сделать должник в соответствии с достигнутыми договоренностями и что он не сделал, либо что он выполнил, но ненадлежащим образом. После этого важно четко и недвусмысленно указать должнику в чем именно состоит предъявляемое кредитором требование. А в заключении разумно отметить какая ответственность может наступить для должника (обязанность уплатить штраф, пени, возместить убытки и т. п.), если он проигнорирует претензию и чем соответствующие меры ответственности предусмотрены.

 

HotDolg

— Как лучше передать претензию должнику?

Алексей Дудин

— Если в договоре, заключенном между кредитором и должником, нет никаких специальных требований касательно направления претензий, то соответствующее письменное обращение кредитора может быть направлено должнику любым удобным способом, например, при помощи Почты России, либо с нарочным.

Какой бы способ не был выбран, важно чтобы у кредитора осталось документальное подтверждение факта отправки и, по возможности, доставки претензии должнику.

Поэтому при отправке корреспонденции по почте имеет смысл направлять претензию не обычным, а заказным письмом. Также я рекомендую составлять опись почтового отправления, чтобы в дальнейшем должник не мог хитрить и говорить, что в конверте была не претензия, а поздравление с каким-либо праздником, коммерческое предложение или какой-либо иной документ.

Если мы говорим о передаче претензии с нарочным, то важно, чтобы на втором экземпляре претензии курьер получил письменную отметку адресата о вручении ему претензии. Отметка должна включать дату, подпись, расшифровку подписи и должность лица, получившего документ. Штампы и печати в дополнение к указанной отметке тоже лишними не будут.

Идеально, если отметку о получении претензии поставит руководитель компании должника, поскольку получение отметок от других лиц дает неплательщику возможность в дальнейшем хитрить и говорить, что, дескать, указанный человек к соответствующему моменту уже не являлся работником. Следовательно, претензия вручена ненадлежащему лицу и, значит, претензионный порядок решения споров не соблюден. Безусловно, есть определенные способы борьбы с такими маневрами должника, но они отвлекают время и силы, а поэтому, при наличии возможности лучше предотвращать возможные «скользкие» моменты.

 

HotDolg

— Нередко бывает так, что должник зарегистрирован по одному адресу, а фактически находится и принимает почтовую корреспонденцию в другой географической точке. Если речь идет о заказной корреспонденции, отправляемой по почте, на какой адрес имеет смысл направлять претензию?

Алексей Дудин

—  Если в договоре не предусмотрено каких-либо особых правил относительно адреса направления претензии, то корреспонденцию в адрес должника необходимо направлять по местонахождению неплательщика, указанному в государственном реестре (ЕГРЮЛ / ЕГРИП). В соответствии с законом юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечить получение корреспонденции по адресу, указанному в государственном реестре и несут риск неблагоприятных последствий, связанных с невозможностью доставки им по указанному адресу юридически значимых сообщений. Это следует из содержания и смысла положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 54 и пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с направлением претензии по так называемому юридическому адресу, также будет разумным направить копию претензии по другим известным координатам неплательщика. В дальнейшем, в случае судебного разбирательства относительно задолженности, это поможет показать суду, что кредитор действовал в максимальной степени добросовестно, стремясь оповестить должника об имеющихся к нему нареканиях по всем известным кредитору адресам.

 

HotDolg

— В какой срок должник должен отреагировать на претензию? Через сколько кредитор может обращаться в суд, если должник оставил его обращение без ответа и исполнения?

Алексей Дудин

— Если в договоре, заключенном между кредитором и должником, есть какой-либо конкретный срок ответа на претензию, то получив претензию, неплательщик должен уложиться в тот временной интервал, который ему отведен договором.

Если в договоре не указано конкретных сроков ответа на претензию, то ответ на поступившее требование кредитора должен быть дан должником в разумный срок. При этом неплательщик должен понимать, что если он не ответит на претензию кредитора в течение 30 дней, то по упомянутому мной ранее общему правилу, установленному частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кредитор будет вправе подать иск в суд. Либо кредитор сможет обратиться в суд в более ранние сроки, т. е. до истечения тридцатидневного срока, за получением судебного приказа — если, исходя из фактических обстоятельств конкретной ситуации, это допускается действующим законодательством.

 

HotDolg

— Если должник не исполнил требования, изложенные в претензии, стоит ли кредитору писать неплательщику повторную претензию?

Алексей Дудин

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно, в том смысле, что все зависит от специфики конкретной ситуации. Поясню, что я имею в виду. Представим себе, что кредитор направил должнику достаточно мягкую претензию. В ней он обозначил факт отступления контрагентом от согласованного договором порядка оплаты и попросил погасить имеющуюся задолженность. Неплательщик данное письмо оставил без ответа и исполнения. В этом случае направление повторной претензии, но с более жесткими формулировками и требованиями, а также обещанием обратиться в арбитражный суд будет оправданным и разумным. Поскольку вторая претензия будет способом не только продолжить, но и усилить воздействие на должника, с целью «привести его в чувство».

В том же случае, если кредитор уже написал грозную претензию с указанием всех возможных негативных последствий для должника в случае сохранения им просроченной «дебиторки», то повторное направление аналогичного письма смысла не имеет. Оценив все правовые, экономические и репутационные риски после получения от кредитора первого «письма счастья», и решив не платить, должник вряд ли изменит свое мнение, получив второе аналогичное послание от кредитора. Кроме того направление кредитором повторной претензии вместо обращения в суд, скорее всего, будет расценено должником как проявление кредитором слабости, мол «собака лает-лает, да не кусает, значит ничего страшного, пусть и дальше лает».

 

HotDolg

— Если кредитор решил обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением, нужно ли ему прикладывать к своему исковому заявлению копии направленных должнику претензий?

Алексей Дудин

— Да, нужно. И не только самих претензий, но и документов, свидетельствующих об их направлении должнику, а также по возможности, и о вручении адресату посланий кредитора. Это следует из общего правила, установленного положениями пункта 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Согласно названной правовой норме, к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка.

 

HotDolg

— Алексей, спасибо за интервью. Наверняка Ваши ответы будут полезны посетителям сайта проекта HotDolg.

 

Беседовала Евгения Попова

 
Добавить комментарий
 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление HotDolg любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в HotDolg). Пересылая в HotDolg свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.