ХотДолг

Тел. +7 927-257-78-57

Эл. почта: info@hotdolg.ru

facebookВконтактеодноклассникиtwitter

 
RSSrss

Интервью изданию Журнал руководителя

Интервью с юристом и бизнес-консультантом Дудиным Алексеем

Интервью опубликовано: под названием «Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают» в Волгоградском издании «Журнал Руководителя», № 07/161 сентябрь 2011 года, стр. 4-6

Алексей Дудин

В целях завоевания новых рынков и клиентов, а также удержания существующих клиентов современным компаниям всё чаще приходиться предоставлять контрагентам при заключении договоров отсрочку платежа. Чем больше компанией заключается подобных сделок, тем чаще возникают ситуации, когда клиенты нарушают согласованные сроки оплаты. И тем больше вопрос «дебиторки» начинает волновать руководителя. Для того, чтобы узнать о грамотном решении вопросов с дебиторской задолженностью в коммерческой организации «Журнал Руководителя» обратились к эксперту по данной теме — юристу и бизнес-консультанту Дудину Алексею — автору большого количества статей, дистанционного курса, практического семинара, посвящённых работе с долгами, а также книги «Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают».

— Алексей, добрый день! С какими «долговыми» вопросами чаще всего к Вам обращаются?

— Здравствуйте! Компании, которые обращаются ко мне за помощью, обычно задают вопросы об имеющихся у них долгах, о перспективе их взыскания и предполагаемой длительности и затем просят оказать помощь по взысканию соответствующего долга. К сожалению, значительно меньшее число компаний, интересует вопрос о том, как предотвратить образование сомнительных и безнадёжных долгов. Говорю «к сожалению», поскольку решение именно этих вопросов позволяет существенно снизить размеры просроченной дебиторской задолженности и избежать траты сил, времени и денег, которые обычно на взыскание долгов по сделкам, от заключения которых лучше было отказаться.

— Расскажите, пожалуйста, о том, какие меры могут помочь предотвратить образование долгов.

— Очень многие проблемы взыскания дебиторской задолженности связаны с тем, что предоставление отсрочки платежа происходит в компании без проверки контрагента на благонадёжность. Также достаточно часто на практике возникают проблемы по взысканию долгов, связанные с дефектами документов. Так, например, в одном случае выполнили работы не заключив перед этим договор, в другом — поставили продукцию и не проверили факт наличия у получателя груза доверенности на её получение, в третьем договор заключили, но при этом не соблюли требования, предъявляемые к нему законодательством, в четвёртом что-то ещё. В связи с этим для предотвращения образования сомнительных и безнадёжных долгов важно чётко отрегулировать в компании все процессы, связанные проверкой контрагента; подбором условий, на которых может быть предоставлена отсрочка платежа; заключением договора, а также контролем и документальным оформлением хода его исполнения. Точно также как многие компании «прописывают» процессы продаж, сценарии «холодных звонков» и т.п., необходимо определить алгоритм работы с клиентом при предоставлении отсрочки платежа. Каждый сотрудник компании, причастный к этой работе должен знать какие документы запросить от клиента, кто вправе принять решение об отсрочке платежа, какие обеспечительные механизмы можно использовать, кто оформляет и контролирует документооборот по сделке и т.п. Также полезно определить политику, т.е. ключевые принципы работы с дебиторской задолженностью. Конечно приведённые меры, не дадут 100 % гарантии, что долгов у компании не будет, однако помогут существенно сократить риск образования сомнительных и безнадёжных долгов, а также уменьшить общие размеры «дебиторки».

— Организация всех этих мероприятий, по всей видимости, возможна только в крупной компании, где есть необходимые специалисты. Например, специалисты по безопасности, осуществляющие проверку контрагентов до заключения сделки. А как быть мелким и средним компаниям?

— Мнение о том, что создать систему работы с «дебиторкой» можно только в крупной компании ошибочно. Моя практика, а также опыт моих коллег, говорит о том, что достаточно эффективно можно отрегулировать все вопросы по предотвращению и взысканию долгов можно и в компаниях, относящихся к малому и среднему бизнесу. Важно лишь " с головой" подойти к этому вопросу. Сайт Федеральной налоговой службыЕсли в большой компании в работу по предотвращению и последующему взысканию долгов вовлечено, скажем 10 специалистов, то в вашей компании с учётом её размеров и особенностей этим может заниматься 2 человека, между которыми распределён и описан необходимый функционал. В некоторых случаях (для небольших компаний) описание процесса работы может быть сделано в виде таблицы или схемы с пояснениями на 1-2 листах и являться приложением к приказу об утверждении порядка работы с контрагентами на условиях отсрочки платежа. А необходимые формы документов (договоров, протоколов разногласий, напоминающих писем, претензий и т.п.) и руководство по их заполнению вы заказываете у профессионального юриста. В итоге мы получаем чётко вытроенную систему работы с необходимыми документами, где все основные действия выполняют 2 имеющихся сотрудника, а координацию и контроль осуществляет руководитель. Что касается проверки контрагента, то могу сообщить, что экспресс-проверка контрагента может быть произведена достаточно быстро. Для этого нужно лишь 10-15 минут времени и доступ в Интернет. В настоящее время в сети Интернет есть достаточно большое количество открытых и общедоступных источников информации, которые позволяют проверить основные сведения о контрагенте. Так, например, зайдя на сайт Федеральной налоговой службы РФ по адресу egrul.nalog.ru воспользовавшись формой поиска, можно проверить наличие интересующего нас юридического лица в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц, а также его основных реквизитов (ОГРН, ИНН, дата регистрации и т.п.) На сайте Высшего Арбитражного Суда РФ по адресу ras.arbitr.ruможно воспользоваться формой поиска и проверить наличие у контрагента судебных дел и т.п. В итоге использования приведённых, а также ряда других общедоступных и бесплатных Интернет-ресурсов у нас имеется общая картина о контрагенте — зарегистрирован он или нет, находится в стадии банкротства или нет, есть ли у него судебные иски от других кредиторов по просроченным долгам и т.п. Помимо бесплатных ресурсов также можно пользоваться платными системами, которые специализируются на предоставлении информации о контрагентах. Например, система «СПАРК», система Национального Кредитного Бюро и др. Таким образом, отсутствие в компании штатного «безопасника» абсолютно не повод отказываться от проверки контрагента перед заключением сделки.

— А как быть в ситуациях, когда долг всё же образовался?

— Для случаев, когда долг всё же образовался в рамках выстраивания в компании системы работы с долгами также необходимо определять алгоритмы, сроки и ответственных лиц за совершение соответствующих действий. Это необходимо, что бы возникновение просроченной задолженности «не выбивало» фирму из колеи. Не заплатил контрагент? Всё по плану, т.е. скажем, ежедневно ему звоним и напоминаем про долг. Прошло семь дней, а долг «висит» — пишем претензию, «состарился» долг до тридцати дней — обращаемся в суд и т.п. При этом все формы документов, т.н. «рыбки» должны иметься в наличии. В том случае, когда временных, человеческих и прочих ресурсов не хватает для самостоятельного решения вопросов взыскания, либо когда вопрос взыскания долга очень важен — стоит пригласить юриста. Однако, смею вас уверить, что при хорошо выстроенной системе и наличии форм документов, очень часто даже маленькие компании справляются со взысканием долгов самостоятельно. Именно поэтому я уверен, что лучше один раз «вложиться» временем, силами и деньгами в создание системы работы с «дебиторкой», нежели чем сэкономить и затем постоянно сталкиваться с долгами и нести регулярные расходы на юристов, коллекторов и других специалистов.

— Возможно, ли выстроить данную систему самостоятельно или лучше пригласить специалиста?

— Возможно, но, к сожалению, не всегда. Порой руководителю или собственнику компании, который решил навести порядок с «дебиторкой» может не хватить времени, сил, знаний с тем, чтобы разбираться со всем самостоятельно, а затем выстраивать соответствующую систему. В связи с этим зачастую бывает продуктивней пригласить специалиста для создания данной системы. Причём важно отметить, что данный специалист должен хорошо ориентироваться не только в правовых вопросах, но и вопросах менеджмента. Я уверен, что мне удаётся успешно решать вопросы предотвращения и взыскания долгов, а также построения в компании системы работы с «дебиторкой» именно благодаря обучению и профессиональной деятельности, как в сфере юриспруденции, так и в сфере процессного и проектного менеджмента.

— Что Вы могли бы порекомендовать тем, кто хочет построить в своей компании систему работы с «дебиторкой»?

Книга Дебиторская задолженность

— Конечно же, чётко поставить цели, затем разработать программу мероприятий по их достижению самостоятельно, либо с привлечением специалиста и затем довести начатое дело до конца. Также рекомендую посетить мой сайт в сети Интернет — www.adudin.ru. На нём можно найти мои статьи по теме работы с дебиторской задолженностью, видеозапись телевизионной передачи для Волгоградского делового телевидения по данной теме. Также каждый посетитель моего сайта может подписаться на бесплатный дистанционный курс «Как управлять „дебиторкой“ и эффективно работать с долгами». Помимо посещения сайта рекомендую приобрести мою книгу «Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают», которая вышла в этом году в Издательстве «Питер».

— Расскажите о книге и том, как она появилась поподробней.

— В ходе проведения семинаров по работе с «дебиторкой» и долгами я не раз слышал от участников высказывания о том, что им хотелось бы приобрести книгу, в которой чётко и последовательно был бы описан порядок работы по предотвращению образования долгов и взысканию имеющейся задолженности на основе российского, а не зарубежного опыта. Исходя из того, что подобные высказывания мне доводилось слышать неоднократно, можно было предположить, что изданий по данной теме, которые были бы интересны читателю не так много, либо они вообще отсутствуют. Одновременно с этим я видел, насколько интересен материал моих семинаров и статей, основанный именно на практическом опыте взыскания долгов для владельцев, руководителей и ключевых специалистов различных компаний. Именно поэтому я начал работать над книгой. В итоге в моей книге «Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают» (Санкт-Петербург, Издательство «Питер», 192 стр., 2012 год, ISBN 978-5-459-01023-7) нашёл отражение мой восьмилетний опыт взыскания долгов и предотвращения их образования, а также известные мне наработки моих коллег по данным вопросам. В книге последовательно и чётко описаны все моменты работы с «дебиторкой» и долгами от проверки контрагента простыми и общедоступными средствами до стратегий общения с должником и пошагового описания процесса взыскания долгов. Книга, по сути, является практическим руководством для руководителя и собственника по созданию в компании системы работы с «дебиторкой» и долгами. В книге есть большое количество образцов документов (писем, запросов, претензий и др.), есть ссылки на ресурсы Интернета, которые помогают в работе, в том числе для проверки контрагентов на благонадёжность. Также в книге имеются практические задания, выполнение которых по мере чтения книги позволит проработать все необходимые вопросы. Описание книги, вместе с информацией о том, где её можно приобрести размещено на моём сайте www.adudin.ru

— Скажите, а есть ли отзывы о книге?

Книга Алексея Дудина

— Да, отзывов достаточно много. Для того чтобы понять насколько книга будет интересна читателям, перед тем как опубликовать книгу я направил рукопись в адрес своих коллег, клиентов и партнёров. Многие их них является руководителями и владельцами различных компаний в нашем регионе, а также в Москве, Пятигорске, Вологде, Самаре, Барнауле и других городах. Часть из полученных мной отзывов вошли в книгу, часть размещены на моём сайте www.adudin.ru. Помимо отзывов, многие из прочитавших рукопись делились комментариями и примерами из своей практики работы с «дебиторкой» и долгами. Все они вошли в книгу. В связи с этим, у читателя будет возможность кроме авторской точки зрения также узнать мнения представителей российского бизнеса из разных регионов о тех или иных вопросах работы с долгами. Это придаёт книге дополнительную ценность. И я очень благодарен моим коллегам, клиентам и партнёрам, оказавшим помощь в работе над книгой".

— Чуть раньше Вы сказали, что книга, по сути, является практическим руководством для руководителя и собственника по созданию в компании системы работы с «дебиторкой» и долгами. В связи с этим возникает вопрос, стоит ли человеку, её купившему посетить ваш семинар по данной теме или же книги будет достаточно?

— Я уверен, что семинар будет полезен как людям, не читавшим мою книгу, так и тем, кто её прочтёт. Книга даёт читателю возможность пользоваться ей как практическим руководством, однако она не даёт возможности «в живом» режиме задать мне интересующие вопросы и тут же получить ответы, а также более детально обсудить какие-то, интересующие читателя нюансы. Она содержит статичный материал, и поэтому не может учитывать постоянно добавляемые мной от раза к разу в программу семинара новые примеры, «фишки», полезные ссылки и т.п. Она не даёт возможности пообщаться с коллегами и обменяться мнениями, опытом и контактной информацией с ними. Именно поэтому «живое» общение в ходе семинара со мной как ведущим семинара, а также другими участниками всегда будет приносить положительные результаты.

— Алексей, благодарим Вас за интересное интервью. Уверены, Ваши рекомендации окажутся интересными как для руководителей, так и владельцев компаний, желающих навести порядок в работе с дебиторской задолженностью.

Беседовала Юлия Русина

 
Добавить комментарий
 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление HotDolg любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в HotDolg). Пересылая в HotDolg свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.