ХотДолг

Тел. +7 927-257-78-57

Эл. почта: info@hotdolg.ru

facebookВконтактеодноклассникиtwitter

 
RSSrss

Работа с «дебиторкой». Взгляд финансового директора

Интервью Хамцовой Юлии Александровны

Интервью с финансовым директором ООО «Мега-Ф» Хамцовой Юлией

Одним из ключевых направлений работы любого финансового директора является контроль размеров и оборачиваемости дебиторской задолженности. И каждый руководитель достаточно долго занимающийся указанными вопросами находит свой «рецепт успеха». «Hotdolg» решил выяснить мнение по вопросу эффективной работы с «дебиторкой» у финансового директора ООО «Мега-Ф» (Московская область) Хамцовой Юлии Александровны, имеющей многолетний опыт работы управления в данной должности.

— Юлия, здравствуйте! Как Вы считаете, в чем заключается основная задача компании относительно управления дебиторской задолженностью?

— Здравствуйте! На мой взгляд, управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности компании.

— Какие показатели «дебиторки» по Вашему мнению, свидетельствуют о том, что у компании скоро возникнут проблемы с оборотными средствами? И как их определить?

— Необходимо ежемесячно анализировать показатели дебиторской задолженности. Определять «возраст» всех счетов дебиторов по отчетам компании и классифицировать их по количеству неоплаченных дней: 10 дней, 20 дней и.т.д. Затем важно проводить анализ соотношения полученной выручки за месяц к показателям дебиторской задолженности на начало и конец месяца. И далее смотрим, какова оборачиваемость дебиторской задолженности. Если показатели низкие, то это является первым признаком появления проблем с оборотными средствами компании, что в дальнейшем ведет к поиску новых источников финансирования возрастающей дебиторской задолженности. Хорошо, если имеются надежные поставщики компании, которые могут предоставить товарный кредит. Но в период кризиса не все кредиторы на это идут, и приходится прибегать к заемным средствам.

— Каковы, по Вашему мнению, основные мероприятия по управлению дебиторской задолженностью в компании?

— Основными мероприятиями по управлению дебиторской задолженностью, на мой взгляд, являются:

  • 1. тщательный отбор потенциальных покупателей (дебиторов) и проведение на начальном этапе их комплексной проверки;
  • 2. составление совместно с юристом компании грамотных договоров, по которым покупателям (дебиторам) предоставляется отсрочка платежа;
  • 3.регулярный и четкий контроль погашения текущей дебиторской задолженности, а также безнадежных долгов (и создание при необходимости резерва по сомнительным долгам).

— Что, на Ваш взгляд, может помочь избежать компании появления у нее сомнительной и безнадежной (с точки зрения взыскания) задолженности?

— Для начала, необходимо провести все этапы по подготовке к заключению договора с новым покупателем (дебитором). Предусмотреть по возможности все риски. И решить, стоит ли вообще работать с этим покупателем по отсрочке платежа. В нашей компании, прежде, чем заключить договор с новым дебитором, от него запрашивается полный комплект учредительных документов и на основании этих документов проводится полная проверка, в ходе которой проверяется:

  • наличие родственных и дружественных связей с сотрудниками компании,
  • по базе на сайте nalog.ru дата регистрации фирмы, ее юридический и фактический адреса и их соответствие адресам, указанным в учредительных документах,
  • причастность учредителей к судебным процессам,
  • факт сдачи налоговой отчетности и балансовых показателей фирмы (обычно мы запрашиваем последний сданный баланс и отчет о прибылях и убытках).

По этим параметрам можно судить о порядочности и платежеспособности фирмы-покупателя.

Таким образом, мы страхуемся от сговора сотрудников с другими лицами, от фирм — «однодневок». Думаю, что все эти меры снижают риск возникновения сомнительной и безнадежной задолженности.

— Какие меры по взысканию долгов Вы считаете наиболее эффективными?

— Вопрос о возвращении суммы долга дебитором мы решаем в судебном порядке. По каждому дебитору делается полная подборка документов на отгрузку продукции: накладные, акты, доверенности на получение товара и на подписание первичных документов, ну и соответственно сам договор. Имея на руках первичные документы подтверждающие долг, можно смело обращаться в арбитражный суд.

— Когда на Ваш взгляд стоит прекратить прилагать усилия по взысканию того или иного долга и произвести его списание?

— В соответствии со п.2 ст. 266 Налогового кодекса РФ безнадежную задолженность можно списать:

  • когда истек срок исковой давности (он в соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ равен 3 годам);
  • когда есть решение государственного органа о невозможности взыскания долга;
  • когда компания ликвидирована

Но из этого правила есть исключения. В случае, если компания ликвидирована в упрощенном порядке (без суда), то данный долг не является безнадежным. А вот по долгам организаций, которые прошли процедуру ликвидации, можно списывать при расчете налога на прибыль.

— Что на Ваш взгляд лучше — решение вопросов с долгами собственными силами компании или путем привлечения консультантов, юристов и коллекторов?

— На мой взгляд, для решения вопроса о возврате долгов компании, лучше привлекать консультантов или юристов, т.к. не всегда в штате компании имеется сотрудник, имеющий соответствующую квалификацию по данному вопросу.

— Юлия, благодарим Вас за интересное интервью. Полагаем, что мысли и рекомендации, которыми Вы поделились, окажутся интересными и полезными для всех руководителей и специалистов, занятых вопросами оптимизации работы с дебиторской задолженностью.

Беседовал Алексей Дудин

 
Добавить комментарий
 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление HotDolg любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в HotDolg). Пересылая в HotDolg свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.