ХотДолг

Тел. +7 927-257-78-57

Эл. почта: info@hotdolg.ru

facebookВконтактеодноклассникиtwitter

 
RSSrss

Что представляет собой риск-ориентированное мышление и чем оно может помочь в работе с «дебиторкой»?

Князев Сергей

Все чаще руководители и собственники российских компаний, а также консультанты по менеджменту говорят о необходимости использования риск-ориентированного мышления (на английском это звучит как «risk-based thinking», либо как «risk - oriented thinking»).

С чем это связано?

Во-первых, сама по себе методика риск-ориентированного мышления позволяет оптимизировать многие вопросы деятельности компании, в том числе и работу с дебиторской задолженностью.

Во-вторых, новая редакция широко известного и применяемого в бизнес практике международного стандарта ISO 9001:2015 требует использования риск-ориентированного мышления.

В-третьих, российское государство начало активно использовать риск-ориентированное мышление. Так, например, в статье 8.1. Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нормативно закреплено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

В связи с описанными обстоятельствами «HotDolg» решил побеседовать о риск-ориентированном мышлении, его сути и выгодах использования в бизнесе с Князевым Сергеем Александровичем, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и менеджмента Волгоградского государственного медицинского университета.

 

HotDolg

— Сергей, здравствуйте!Расскажите, что такое «риск» и что такое «риск-ориентированное мышление» с точки зрения современного менеджмента?

Сергей Князев

— Здравствуйте, Алексей!

О риске говорят как минимум две науки – экономика и психология. Причём, последние десятилетия наблюдается явная тенденция к их сближению, конвергенции. Недаром Нобелевские премии по экономике часто получали психологи.

С точки зрения экономиста, риск – это неотъемлемая черта предпринимательской деятельности. Потому что риск несёт в себе вознаграждение. Не всякий риск, конечно. Но без риска для предпринимателя нет никакого вознаграждения. Рынки совершенной конкуренции не сулят выгоды. Чтобы получать высокую прибыль (действительно высокую), предпринимателям надо стремиться к монополизации рынка за счёт уникальности своего предложения. А где уникальность – там и риск. «А вдруг новинку не воспримут потребители? Не будут платить деньги?». Об этом книги «Стратегия голубого океана», «От нуля к единице», «Дилемма инноватора» и многие другие, которые я рекомендую почитать всем предпринимателям и руководителям.

С точки зрения психологии, риск – это всегда способность и готовность человека к новому, к изменения. В старом, в привычном нет никакого риска. Ведь так комфортно делать то же, что и делал! Но мир изменчив по природе своей, и изменения неизбежны. Поэтому чем более готов психологически и оснащён технически субъект к рискованным действиям, тем более он приспособлен к выживанию и процветанию.

Менеджмент же органично соединяет в себе экономику и психологию. С точки зрения менеджмента, риском можно (и нужно!) управлять! И профессиональный руководитель всегда обладает целым набором инструментов и методов управления рисками.

 

HotDolg

— В чем заключаются основные выгоды от использования риск-ориентированного мышления в бизнесе?

Сергей Князев

— Об одной из выгод речь уже шла. Это монополистически высокая прибыль. Вы, предприниматель, рискнули там, где другие побоялись. И вы получаете за это вознаграждение. Но не автоматически. А только в том случае, если рискуете систематически (иными словами – если у вас есть инвестиционный портфель). Если ищете новые потребности, новые ниши, новые сегменты, внедряете инновации. То тогда есть шанс (и он велик), что 20% начинаний «выстрелят». Попадут точно в цель. И принесут вам 80% прибыли. Это правило Парето, и оно работает.

Ещё одна выгода – это выявление рисков. Не надежда на русский «авось», а постоянное систематическое выявление рисков, их оценка, и управление этими рисками. Плюс упомянутая психологическая готовность к риску. А это означает повышенную гибкость в условиях изменяющегося рынка, это обострённая чуткость к новым потребностям клиентов (даже – и особенно! - потенциальных). Это умение действовать там, где другие пока долго раздумывают, тянут резину и тонут в сомнениях. Развивайте здоровую проактивность у владельцев бизнеса, менеджеров и исполнителей.

 

HotDolg

— Риск-ориентированное мышление может использоваться в любой компании, независимо от ее размеров и сферы деятельности, или данная методика применима только к каким-то определенным компаниям?

Сергей Князев

— В любой. Если у вас маленькая компания, используйте простые, слабо формализованные инструменты. Подойдут некоторые техники из коучинга. Например, я рекомендую для первичной оценки рисков использовать упражнение «Декартовы вопросы», где вы последовательно отвечаете на четыре вопроса – «Что произойдёт, если я это сделаю?», «Что произойдёт, если я это не сделаю?», «Что не произойдёт, если я это сделаю?» и «Что не произойдёт, если я это не сделаю?». Простая техника, избавляющая от ненужных сомнений и способствующая принятию правильных (рискованных! – с точки зрения рутины) решений. Ведь в малом бизнесе для руководителя/владельца почти всё на виду, и его опыт и есть та основа для принятия решения. Эту технику можно проводить самостоятельно, а можно и с коучем, который поможет заглянуть поглубже. В крупных компаниях нужны более формализованные методики, ведь там большей частью информации обладают непосредственные исполнители и среднее звено руководителей, а не топ-менеджмент и владельцы. Для выявления рисков можно использовать стратегические сессии и форсайт-сессии, они по необходимости включают в себя стратегическую оценку рисков и способы управления ими.

 

HotDolg

— Какие существуют способы и методики определения и оценки рисков?

Сергей Князев

— Способов много. О двух из них я сказал при ответе на предыдущий вопрос. Условно методы можно разделить на две категории – на аналитические и на креативные. Пример аналитики – использование статистических данных. Например, вы предлагаете образовательные услуги. Вполне можно собрать статистику по этому вопросу. Для вузов, например, это количество потенциальных абитуриентов. Для парикмахерских – модные тренды. И так далее.

Лично мне очень нравятся креативные способы. Во-первых, они самые интересные. От них получаешь кайф. Во-вторых, они полезны. И человеку со стороны часто бывает удивительно, как кажущаяся абсурдной идея «выстреливает»?! На самом деле, ничего удивительного. Мы все по природе своей творцы. И именно в генерации идей раскрывается потенциал руководителей и исполнителей. Среди креативных методик риск-ориентированного мышления я бы выделил «Антипроблему» и «Сценарное планирование». Первая расширяет горизонты восприятия ситуации, а вторая нацелена на написание конкретных действий в самых различных неожиданных ситуациях. И всегда проходят «на ура!» у закзачиков.

 

HotDolg

— Какие существуют способы управления выявленными и оцененными рисками?

Сергей Князев

— Самое первое, что может и должен сделать бизнесмен – это признать реальность риска. Не «да ну его, прорвёмся!», а «что мы будем делать в случае наступления рисковой ситуации?». По опыту моей консалтинговой практики, с этим нужно очень долго работать, трансформировать сопротивление владельца, менеджеров и команды в осознанность. Самая распространённая (она же – самая главная) ошибка – пройти мимо выявленного риска, не заметить его! Риск за это будет мстить. Причём очень изощрённо.

Второе – просчитать вероятность риска. Здесь основная трудность в том, что никто точно не знает эту вероятность. И тут опять на выручку приходит термин «мышление». Ведь речь не идёт о точной математической выверенности расчёта вероятности. Речь идёт об осознании ответственным лицом этого риска. Психологически очень трудно (но возможно) игнорировать высокую вероятность наступления риска. В этом случае помогает экспертный метод, когда знающие люди придают ощутимый вес значимому риску с помощью процедуры ранжирования рисков по разным параметрам (важности/вероятности/тяжести и т.п.).

Третье – составить конкретный план действий в случае наступления нежелательной ситуации. Самое главное – иметь принципиальное представления о том, кто чем будет заниматься и кто за что отвечать. Это основа для действий в опасной ситуации. Пожарные на тушении, хирурги в операционной, полицейские в криминогенной обстановке не выясняют отношения, а делают своё дело, потому что заранее знают, кто чем должен быть занят.

А дальше вы работаете с рисками в соответствии с выбранной стратегией развития организации. И тут помощь консультанта по управлению неоценима. Именно он может и должен указать на несоответствие предлагаемых способов управления рисками выбранной стратегии развития. Это и есть свежий взгляд со стороны, который помогает организации не разбиться о рифы кризиса.

 

HotDolg

— Как, с Вашей точки зрения, методика риск-ориентированного мышления может использоваться при предоставлении компанией отсрочки платежа своим контрагентам и при взыскании дебиторской задолженности?

Сергей Князев

— Очень просто. Здесь всё придумано до нас. Собираем всех специалистов, которые ответственны за продажи, за предоставление товарного кредита, за его взыскание, за учёт операций и т.д. Если в компании всё правильно устроено, то это будут представители всех подразделений (прим. от Князева Сергея – В этом месте текста интервью хочется поставить смайлик, потому что пока ещё далеко не все организации поняли, что на клиента должны работать все подразделения организации - от уборщицы до гендиректора). И начинаем сбор мнений этих экспертов, чтобы выяснить две очень нужные вещи – кто из дебиторов важен компании и кто из них надёжен. С этим отлично справляются два вида анализа – АВС-анализ и XYZ-анализ. Тем из клиентов, кто важен и надёжен, можно выставлять особые условия.

Но тут серьёзная оговорка. Следует принимать не только и не столько рекомендации стороннего консультанта, а выбранную компанией стратегию. Консультанты приходят и уходят, а компания работает. Конечно, стратегия тоже может оказаться не верной. Например, компания решит захватить долю рынка через предоставление товарного кредита. Может, получит на этом прибыль. Может, потерпит убытки. Но одной из особенностей риск-ориентированного мышления является инкрементализм, или постепенность. Если видите, что советы консультанта или выбранная стратегия не приносят результата и не принесут результатов в будущем – меняйте консультанта или стратегию соответственно. Бизнес должен приносить прибыль, а не удовлетворять чьи-то оторванные от реалий жизни «хотелки».

 

HotDolg

— Как Вы считаете, определение, оценка и управление рисками, связанными с возникновением и взыскание «дебиторки», должны производиться сами по себе, или это целесообразно осуществлять в рамках целостной процедуры определения, оценки и управления всеми имеющимися у компании рисками?

Сергей Князев

— Только в рамках целостной процедуры, только в рамках общей стратегии развития компании. Правая рука должна знать, что делает левая, и наоборот. Иначе получится дезориентированная компания. Снабдите организацию хорошей сбалансированной стратегией (например, через BSC), и тогда при должном управленческом усилии (не верьте сказкам об автоматическом управлении! Даже если у вас внедрено идеальное бюджетирование, всё равно надо стараться поддерживать уровень менеджмента хотя бы на прежнем уровне, ведь энтропия не дремлет!) будет хоть какой-то порядок в этом хаотичном и непредсказуемом мире.

 

HotDolg

— Какие советы и рекомендации Вы могли бы дать собственникам и руководителям компаний, желающим внедрить в своем бизнесе методику риск-ориентированного мышления? С чего им следует начать, и какие шаги потребуется сделать в дальнейшем?

Сергей Князев

— Первое. Честная субъективная оценка слабых сторон компании в целом и менеджмента в частности. Ещё Деминг писал, что вы можете сколько угодно обвинять правительство, конкурентов, потребителей, сотрудников в плохих результатах компании, но самый главный субъект – менеджмент – ничего не изменит в компании, пока не обратит внимание на себя, на свои провалы. Это трудно. Но это возможно.

Второе. На этом трудном пути следует обращаться с простыми человеческими просьбами ко всем, кому возможно. К линейным менеджерам, исполнителям, консультантам, коллегам, даже конкурентам. Обращаться с простым вопросом: «А что ты думаешь по поводу…?» И люди с радостью расскажут, что они думают. А это информация. И это можно использовать при управлении рисками.

Третье. Принимать риск с радостью. Ведь именно он сулит успех и процветание!

 

HotDolg

— Сергей, позвольте выразить Вам благодарность за то, что смогли найти время пообщаться на тему риск-ориентированного мышления. Ваши ответы, советы и рекомендации будут полезны посетителям HotDolg.ru.

 

Беседовал Алексей Дудин

 
Добавить комментарий
введите код с картинки
 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление HotDolg любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в HotDolg). Пересылая в HotDolg свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.