ХотДолг

Тел. +7 927-257-78-57

Эл. почта: info@hotdolg.ru

facebookВконтактеодноклассникиtwitter

 
RSSrss
Алексей Дудин

Как создать «машину взыскания» долгов. Часть 2

Следующим шагом после постановки целей является определение технологии работы по взысканию долгов, которая подразумевает определенную последовательность выполняемых действий, а также наличие необходимых для этого методик и форм документов. При отсутствии технологии работа по взысканию задолженностей превращается в «шаманство», когда никто толком не может сказать, что именно нужно сделать для взыскания той или иной дебиторской задолженности. В итоге опытные и трудолюбивые сотрудники тянут все на себе, в то время как новички и середнячки либо бездействуют, либо делают работу настолько плохо и бессистемно, что ее результативность близка к нулю. А стоит нескольким «старичкам» покинуть компанию, как функционирование отдела и вовсе останавливается.

Определение технологии работы по взысканию долгов

Именно поэтому так важно пошагово прописать порядок взыскания дебиторской задолженности. Удобно зафиксировать все в таблице. Если функционал корпоративных «борцов с задолженностью» ограничивается только досудебной стадией, то указанная таблица может иметь следующий вид (см. табл. 1).

Таблица 1. [Примерный алгоритм работы с задолженностью на досудебной стадии]


Вид действия Сроки совершения Примечание
1 Анализ долговой ситуации и документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности Не позднее рабочего дня с момента поступления информации о наличии задолженности от отдела продаж Любое действие может быть по согласованию с руководителем пропущено с целью перехода к следующему действию, если это не противоречит положениям действующего законодательства или условиям договора (например, об обязательности досудебного претензионного порядка решения споров)

Определить:

  • наличие документального подтверждения дебиторской задолженности;
  • длительность просрочки

2 Звонок-напоминание о наличии задолженности и выяснение причин неплатежа Длительность просрочки от 2 до 5 дней Совершение звонка согласно разработанному сценарию (методике)
3 Направление письма с просьбой об оплате Длительность просрочки от 6 до 10 дней Направление письма по утвержденной форме заказным письмом по почте
4 Направление претензии с требованием об оплате + звонки через день Длительность просрочки от 11 до 20 дней Направление претензии по утвержденной форме заказным письмом по почте
5 Направление «последнего китайского предупреждения» — предсудебного или предарбитражного уведомления Длительность просрочки от 21 до 30 дней Направление предсудебного или предарбитражного уведомления по утвержденной форме заказным письмом по почте
6 Проведение личной встречи (или встреч) Длительность просрочки от 31 до 40 дней Проведение встречи согласно разработанному сценарию (методике)
7 Передача документов в юридический отдел для подготовки и подачи в суд искового заявления дебиторской задолженности Длительность просрочки свыше 40 дней

Передать:

  • все документальные подтверждения дебиторской задолженности;
  • все документы и информацию о совершенных звонках, направленных письмах, претензиях и т. п. и реакции на них должника, включая ответные письма

В случае если функционал отдела по борьбе с дебиторской задолженностью помимо досудебных процедур включает также весь остальной спектр работы, то приведенная таблица будет включать значительно больше пунктов.

Помимо стандартных действий по взысканию долгов (направление писем и претензий, телефонные переговоры и личные встречи, судебное взыскание задолженности, взаимодействие с приставами и т. п.), в состав корпоративной технологии взыскания дебиторских долгов могут быть включены и меры дополнительного воздействия. Например, инициирование процедуры банкротства в отношении должника, придание долгового инцидента огласке, подготовка и направление в правоохранительные органы заявления с целью попытки возбуждения в отношении должника уголовного дела по таким статьям Уголовного кодекса РФ, как № 159 (мошенничество), № 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), № 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), № 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

Данные действия зачастую имеют целью создание «морального прессинга» для должника и нужной атмосферы для переговоров, а не реальное возбуждение уголовного дела или банкротство компании, задержавшей платеж. Помимо прочего достаточно действенным порой бывает использование методов наглядной агитации — баннеров, листовок и т. п., призывающих погасить задолженность. Сегодня подобными способами работы с должниками пользуются как судебные приставы, так и коммерческие структуры, в том числе организации, оказывающие коммунальные услуги.

Имеется достаточно разных примеров на данную тему. Например, случай взыскания группой лизинговых компаний «Столица» долга с многопрофильного холдинга «Бородино» на сумму 81 млн руб. Или, скажем, история о кампании нижегородских коммунальщиков по укреплению платежной дисциплины населения (в ходе которой ОАО «Нижегородские коммунальные системы» договорилось теснее сотрудничать со службой судебных приставов, напоминающих теперь жильцам, что за большие по решению суда их могут выселить из квартир либо конфисковать имущество). Подобные истории то и дело освещаются в прессе и на просторах Интернета.



Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.

 
Добавить комментарий
 
Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление HotDolg любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в HotDolg). Пересылая в HotDolg свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.